Закон урегулировал отношения краудфандинга
01.01.2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 02.08.2019 N 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», посвященный регулированию отношений так называемого «народного инвестирования» (краудфандинга). Ранее данная сфера не была специально урегулирована, в связи с чем отношения участвующих в инвестировании лиц базировались лишь на общих гражданско-правовых схемах, не учитывающих специфику данного вида деятельности.
Закон определил, что участниками отношений по краудфандингу (в терминологии закона — отношений по привлечению инвестиций с использованием инвестиционных площадок, то есть специальных интернет-ресурсов) являются три категории лиц:
— лицо, привлекающее инвестии (им может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель)
— инвестор (им может быть любое физическое или юридическое лицо. Стоит обратить внимание, что совокупная ежегодная сумма инвестиций гражданина, не являющегося предпринимателем, не может составить более 600 тысяч рублей, за соблюдением указанного ограничения должны будут следить операторы информационных платформ)
— оператор инвестиционной платформы (им может быть только юридическое лицо, созданное в форме хозяйственного общества, зарегистрированное в реестре операторов (его ведение осуществляет Центробанк), обладающее собственными средствами в размере не менее 5 млн. рублей).
Отношения между оператором и инвестором теперь будут строиться на основании договора оказания услуг по содействию в инвестировании, а отношения между оператором и лицом, привлекающим инвестиции — на основании договора оказания услуг по привлечению инвестиций. Оба названных договора являются договорами присоединения, следовательно. их условия не могут быть различны для разных инвесторов или привлекающих инвестиции лиц.
Отношения же между инвестором и лицом, привлекающим инвестиции, теперь будут регулироваться договором инвестирования, который в обязательном порядке предусматривает предоставление инвестору тех или иных прав (вариант безвозмездного инвестирования, таким образом, сейчас будет невозможен). На данный момент предусмотрено три способа инвестирования: путем предоставления займа, путем передачи инвестору эмиссионных ценных бумаг (весьма маловероятный вариант, поскольку краудфандинг используется в первую очередь начинающими предпринимателями, вряд ли обеспечившими возможность выпуска таких ценных бумаг) и, наконец, путем передачи инвестору утилитарных цифровых прав. Именно последний способ является самой существенной новеллой данного закона, хотя с правовой точки зрения данный вид прав является достаточно традиционным имущественным правом, специфика которого состоит лишь в том, что право в данном случае фиксируется исключительно с использованием цифровых технологий (ситуация, сходная с оборотом бездокументарных ценных бумаг). Предметом утилитарных цифровых прав могут являться лишь три категории имущественных прав:
1) право требовать передачи вещи (вещей) — но не вещей, права на которые подлежат государственной регистрации (например, недвижимости) и не имущественных прав, сделки с которыми требуют нотариального удостоверения (например, доли в уставном капитале хозяйственных обществ)
2) право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
3) право требовать выполнения работ и (или) оказания услуг.
Следует отметить, что законом по существу не предусмотрено каких-либо правил, применимых непосредственно к договорным отношениям участников инвестирования, то есть эта сфера по-прежнему будет регулироваться лишь исходя из принципа свободы договора (с тем лишь отличием, что условия соответствующих договоров будут раскрываться публично и, как было указано выше, не могут быть различны для отдельных участников инвестирования). В остальном же закон посвящен регулированию организационных взаимоотношений, связанных с ведением деятельности операторами инвестиционных платформ (включая контроль за их деятельностью со стороны Центробанка) и установлению ряда ограничений на участие в отношениях инвестирования.